Еще раз о техногенных катастрофах

Майская экологическая катастрофа, вызванная разгерметизацией бака резервного топлива (НТЭК) ГК «Норильский никель», по-настоящему взбудоражила общественность. Помимо вполне естественной шоковой реакции на масштаб аварии, кое у кого возникли сомнения и в самой способности Норникеля безопасно эксплуатировать имеющуюся инфраструктуру. Особо горячие головы даже призвали к решительной и немедленной национализации компании. В этой связи вспоминается Пирсинг, который хоть и по другому поводу, но довольно метко подметил: «Если начать обслуживание машины без спокойствия духа и не сохранять его во время работы, то ваши личные проблемы наверняка перенесутся на саму машину». В порыве гнева требовать что бы то ни было передать в другие руки, не только незаконно, но и бесперспективно. Ведь главный вопрос, возникающий после страшных новостей, всё-таки не в том, как переделить активы, и даже не в том, как наказать виновных построже, а в том, что же делать, чтобы этих страшных новостей более не приходило.

О проблеме ветхости инфраструктуры эксперты говорят примерно с конца девяностых, когда степень износа основных фондов превысила 40%. Самый высокий уровень износа был зафиксирован в 2014 году (49%), впрочем, справедливости ради отметим и то, что где-то с 2016-го года та же обрабатывающая и добывающая промышленность стала серьезно наращивать темпы инвестиций в обновление основных фондов. Цена этих усилий – падение износа за два года на два процента. Если же отвлечься от сиюминутных цифр и попробовать посмотреть на вещи реально, то станет видно, что в ближайшей перспективе даже самый рьяный оптимист может рассчитывать только лишь на снижение остроты проблемы, но никак не на её полное решение.

Кроме того, на нашей планете наблюдается потепление, скорость которого увеличивается. Буквально на днях Директор научно-исследовательского центра изучения мерзлоты «Экофундамент» имени Кима Али Керимов объявил, что за последние десятилетия температура грунта в зоне Арктической вечной мерзлоты повысилась на два градуса, однако при проектировании эти нюансы не учитываются, и при мониторинге специалисты не могут увидеть нарушений. О степени влияния изменения климата на конкретную аварию тоже возможны (и идут) споры, но в данном случае глубоко погружаться в них нет смысла. Заметим, что только за 2020 год в криолитзоне зоне произошло обрушение моста на реке Кола на линии Петербург-Мурманск, серия наводнений в Финляндии, оползни на береговой линии в Норвегии, что, как минимум, даёт повод не сбрасывать со счётов фактор климатических изменений.

Привычной и даже в данной ситуации разумной реакцией на подобные вызовы является желание немедленно усилить меры контроля за эксплуатацией опасных сооружений. Но вопрос – как и что контролировать? Наши нормативные акты то и дело плодят такое количество бюрократии, что заполнение и проверка огромных кип отчётности превращаются в вещь-в-себе, при этом «в полях» контролёр всегда имеет возможность что-то не заметить – а это и есть питательная среда для коррупции. В современных условиях нет никакой технической сложности в том, чтобы снизить количество проверок, заменив средствами автоматизации хоть и регулярно проводимое, но все не круглосуточное наблюдение.

С технической точки зрения имеет смысл создать на арктической территории сеть автономных контрольных мониторинговых центров, анализирующих смещение грунтов, выраженность фильтрационных процессов, а также климатические показатели. Далее, оснастить объекты критической инфраструктуры сенсорами (инклинометрические косы, виброметры, датчики температуры) для построения непрерывного мониторинга технического состояния инфраструктуры (здания, мосты, дороги, трубопроводы, ТЭЦ и т.д.). В качестве инструментов анализа собираемых гетерогенных данных можно использовать современные AI-технологии: ANN различных топологий, бустинговые схемы. И тут уже остаётся буквально один шаг до создания единого центра обработки и хранения данных мониторинговых систем.

Внедрение систем непрерывного мониторинга, имеет эффект очевидный – возможность прогнозирования аварии до момента критического её развития. Позволю себе пропустить доказательства того, что в большинстве случаев ущерб от любой чрезвычайной ситуации, можно если не предотвратить, то заметно снизить, ежели знать вероятное время и место её возникновения. Вывести из эксплуатации аварийную инфраструктуру лучше до наступления часа «икс». Но применение систем преддиктивного анализа даёт еще и замечательные исходные данные самим обладателям инфраструктуры, хотя бы даже для оптимизации мероприятий по направлению технического обслуживания и ремонтов. А если одновременно с этим ещё и само государство сократит количество проверок и отчётности до вменяемого уровня, тогда и требуемые инвестиции покажутся не столь уж большой проблемой.

Судя по последним внесенным законодательным инициативам, правительство уже собирается определить отдельные категории объектов, которые должны быть оснащены системами дистанционного контроля, а также отменить ряд проверок в отношении таких объектов. Отрадно было бы видеть вместе с этим и комплекс мер, призванный стимулировать инвестиции в инфраструктуру в более широком смысле, но даже и представленные поправки – шаг в нужном направлении.  

Вернуться к списку новостей